Время требует усовершенствований.

Вот уже почти 10 лет,как мы начали выстраивать педагогическую систему «Школа здоровья».Школа за это время сильно изменилась…И не только  сильно изменилась её инфраструктура,но и сама организация образовательного процесса. Конечно, нам не удалось перейти на односменные занятия, тем более из-за того, что  численность увеличилась на 200 учащихся. Но данная система не только хорошо работает, но и востребована родителями микрорайона,которые очень хотят попасть именно в нашу школу. Данная педагогическая система позволила нам выйти на новый уровень предоставления образовательных услуг вследствие неоднократных побед в образовательных конкурсах: в 2006 году-конкурс  ПНПО «Лучшие школы России»; в 2009 году- «Новая школа Алтая»; в 2011 году-сертификат «Школа здоровья Алтая». Выигранные гранты  почти в 2,5 миллиона рублей позволили полностью переоснастить школу учебным оборудованием: зал  для занятий СМГ,  станки и швейные машинки в кабинеты технологии, лаборатории для биологии, физики и начальной школы, ноутбуки и копировальная техника для школьной медиатеки, современная каучуковая спортивная площадка для игровых видов спорта и многое другое. Решить вопрос с заменой мебели помогли победы в городских конкурсах «Лучшие образовательные учреждения» в 2009 и 2010 гг. Школа преобразилась и получила новый импульс  к активной деятельности. Одним из  направлений работы  стало социально-психологическое сопровождение  при  помощи  компьютерных программ НПО «Амалтея». Работа логопедической службы также усовершенствовалась за счёт этих программ.
Структура  модели «Школы здоровья» , куда входили представители медико-социальных служб, позволила  дважды обследовать всех ребят специалистами  краевого физкультурно-оздоровительного диспансера и краевого «Центра здоровья для детей». Основными  направлениями  деятельности системы остаются 3 направления: внедрение во все образовательные области программы  «Здоровье» В.Н.Касаткина, информационные технологии в образовательном процессе и индивидуализация обучения на старшей ступени в 10-11 классах.
Но..времена идут и государство постоянно модернизирует систему образования.. С 2011 года введены новые ФГОС в начальную школу, в 2015 году на новые стандарты образования перешла основная школа..Сейчас вводятся стандарты для детей с ОВЗ, новые подходы к образованию детей-инвалидов через общероссийскую программу «Доступная среда». Следовательно, и нам необходимо усовершенствовать нашу педагогическую систему «Школы здоровья». Осенью 2015 года мы написали проект на тему «Усовершенствование модели «Школа здоровья» для развития самоактуализации  обучающихся в условиях реализации ФГОС », рассчитанный на 3 года, и  попали в число региональных инновационных практик. Основной акцент усовершенствований сделан как раз для детей-инвалидов,  детей с ОВЗ и организация образовательного процесса по новым стандартам. Экспертный совет школы разработал новую программу развития  школы с 2016 по 2020 год, куда и вошли эти новые проекты.
 Время идёт быстро и педагогический коллектив  не успевает омолаживаться только за счёт ротации кадров, начинается эмоциональное выгорание и различные возрастные  заболевания. Средний возраст педагогов-49 лет, причём самому молодому 23,а самому пожилому-77.. И мне, как руководителю, необходимо заботиться о восстановлении физических и эмоциональных сил работников, для этой цели разработан проект «Профессиональное здоровье педагогов», который также вошёл в новую программу развития школы.Модель деятельности ОУ по сохранению и укреплению профессионального здоровья педагога в условиях комфортного пространства ОУ предназначена для организации внутришкольного повышения квалификации педагогов в области сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса, педагогической работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Большинство проблем здоровья детей создается и решается в ходе ежедневной практической работы педагогов, т. е. связано с их профессиональной деятельностью; констатируется низкий уровень здоровья самих педагогов и его негативная зависимость от профессионального труда.  Известно, что именно профессиональные риски педагогического труда (коммуникативная перегрузка, сложная модель деятельности, жесткий характер труда, низкая экономическая защищенность и престиж профессии, неблагоприятные условия работы и т.п.) создают профессиональный дистресс и являются основной причиной нарушений здоровья педагога.  Профессия педагога относится к группе повышенного риска по частоте нарушений здоровья. Исследования среди педагогов  российских школ показывают, что 89,3% из них имеют расстройства здоровья предболезненного уровня («группа риска»), а в 43,8% случаев выявляются признаки нозологически очерченных патологических нарушений. Среди болезней преобладают сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные и нарушения опорно- двигательного аппарата, которые относятся к психосоматическим заболеваниям. Эмоциональные нарушения педагогов проявляются как невротизация: эмоциональное и умственное истощение, физическое утомление и депрессивные переживания.Поэтому в рамках внутришкольного повышения квалификации основной акцент, как правило, сделан на увеличение мотивации педагогов к сохранению собственного здоровья, вооружение их методами самоанализа и саморегуляции. 
Цель проекта: становление у педагогов школы готовности к здоровому образу жизни, который является средством обеспечения их здоровья и основой для становления готовности к профессиональной деятельности по сохранению и укреплению здоровья учащихся, воспитанников. 
Одним из проектов  предусматриваются новые формы работы  с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, который ставит своей целью разработать инновационную модель комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения развития ребенка с особыми возможностями здоровья.Задачи проекта:создание единой психологически комфортной образовательной среды,  для детей, имеющих разные стартовые возможности;обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с ОВЗ на этапе школьного обучения;организация системы эффективного психолого- педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направления деятельности;преодоление негативных особенностей  эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей;социально-трудовая адаптация;изменение общественного сознания по отношению к детям с особенностями в развитии; создание банка данных по комплексному сопровождению детей с ОВЗ (мониторинг эффективности реализации коррекционно-развивающих программ, мониторинги, образцы педагогической практики, для применения в других ОУ, совершенствование форм, методов и технологий сопровождения); оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья.
      С введением стандартов нового поколения  школам необходимо перестраивать не только налаженную систему обучения,  развития, воспитания, но и непосредственно взаимоотношения с учениками. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания. Смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс  к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика с помощью самого ученика. Введение стандарта второго поколения изменило школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях. Именно поэтому в стандарт введена Программа формирования УУД, а примерные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника (на такие виды учебной и внеучебной деятельности, как учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ролевые игры и др.). Традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для формирования у учащихся качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации.
       Наша Школа – это место, где ученики могут выстраивать собственную личность,   ориентируясь на учительские модели, на принятые в школе законы и правила. С одной стороны, наша школа не берет на себя излишних полномочий, с другой, позволяет ученикам формировать свою индивидуальность, исходя из оснований, которые выберут они сами, которые, с большой долей вероятности, не будут противоречить ни их собственным ценностям, ни ценностям семейной системы. Наша школа не готовит детей к будущей жизни, она позволяет им жить прямо сейчас, в школе, каждый день, получая не череду надоевших нравоучений, а опыт принятых решений, совершенных и осознанных ошибок, побед и поражений. Школа, где процесс активной жизни не менее важен, чем процесс образования и воспитания, дает детям больше, чем просто школьные знания, она дает возможность получить бесценные уроки, которых нет ни в одном школьном расписании.
Проекты начали работать и хочется пожелать нам всем удачи, здоровья  и успехов, ибо абсолютно счастливым может быть только физически и нравственно здоровый человек, что и призваны сделать наши новые проекты.

Харламова Н.В.

 
 
 
 

 

close